09:06
Гуглофобия

Глобальная сеть, ломающая привычный уклад телекоммуникационного бизнеса, похоже, добралась и до рынка услуг мобильной связи.

 

С помощью Интернета разработчики операционных систем для мобильных устройств во главе с Google вознамерились отобрать у сотовых операторов изрядный кусок доходов от дополнительных сервисов. Причем сотовики фактически сами пилят сук, на котором им еще сидеть и сидеть.

Трехзначные цифры уровня проникновения услуг сотовой связи в России уже давно и недвусмысленно указывают на то, что операторам необходимо позаботиться о своем будущем. Чтобы и дальше развиваться так же динамично, как это было в незапамятные времена, им необходимо нащупать новый драйвер вместо голосовых услуг, рост доходов от которых неуклонно замедляется.

"Большая сотовая тройка" возлагает особые надежды на дополнительные сервисы, доходы от которых год от года растут. Наибольшие дивиденды сотовикам приносят микроплатежи абонентов за всевозможный контент и сервисы посредством сотового телефона и абонентского счета. При этом операторы получают отчисления после осуществления каждой транзакции, даже если они не являются поставщиками приобретаемого пользователем контента или сервиса. До недавнего времени этот сегмент рынка дополнительных сервисов активно развивался, но в 2010 году его рост замедлился.

Главная угроза истощения многообещающей кормушки исходит от популярных смартфонов и коммуникаторов на базе операционных систем Google Android, Blackberry OS, Symbian OS, Samsung Bada и, разумеется, Apple iOS, которая до июня 2010 года именовалась iPhone OS. Для каждой из них существуют фирменные онлайн-магазины контента, приложений и сервисов, в народе - "аппсторы", где можно приобрести все, что душе пользователя угодно. "Яблочники" затариваются в Apple iTunes, "гугловоды" - в Android Market, "ягодники" - в Blackberry App World, а фанаты Bada и Symbian - в Samsung Apps и Nokia Ovi Store соответственно.

Счет закачек с этих онлайн-ресурсов в день идет на миллионы, и сотовики постепенно превращаются в промежуточное звено для обмена данными между ними и абонентами. На первый взгляд ничего крамольного в этом нет, поскольку все "аппсторы" готовы сотрудничать с мобильными операторами, предлагая им определенный процент от стоимости контента, оплачиваемого непосредственно с телефона. Но проблема заключается в том, что платежи за дополнительные сервисы все чаще минуют счета операторов, поскольку зарубежные вендоры продвигают в рамках "аппсторов" альтернативные способы оплаты мобильного контента. Например, iTunes Store, в котором владельцы iPhone ежедневно приобретают более 10 млн приложений, предусматривает использование кредитных карт.

Все перечисленные магазины доступны россиянам, а это значит, что "большая сотовая тройка" рано или поздно может потерять самый аппетитный кусок рынка дополнительных сервисов. Ведь контент-провайдеру или разработчику приложений по большому счету все равно, где размещать венец своего творения - на портале сотового оператора или в фирменном онлайн-магазине какого-либо вендора. Второй вариант даже предпочтительнее ввиду гораздо большей аудитории посетителей, но он невыгоден для оператора, который в этом случае может остаться без доли в платеже за скачиваемый контент.

На мой взгляд, судя по темпам появления на рынке устройств на базе Google Android, именно эта платформа представляет наибольшую угрозу для сотовых операторов. За три квартала 2010 года ее доля на мировом рынке смартфонов выросла в 10 раз и превысила 17%. В России на аппараты на базе этой ОС пока приходится не более 10% продаж, но к концу года, по прогнозам ритейлеров, Android будет установлена в каждом третьем продаваемом смартфоне.

А ведь помимо "умных телефонов" есть еще планшетные компьютеры а-ля Apple iPad. Вроде бы совсем недавно великий Стив Джобс элегантно потрясал новоиспеченным гаджетом со сцены, а его конкуренты лопались от зависти. Но уже в начале следующего года, судя по многообещающим анонсам, рынок будет буквально завален клонами iPad всех возможных цветов, размеров и брендов. Во многом это заслуга все той же операционной системы Android, на базе которой работает абсолютное большинство новомодных планшетов. Кстати, почти все они по умолчанию оснащаются лишь одним адаптером беспроводной связи - Wi-Fi. То есть их пользователи в основном будут выходить в Интернет, минуя пресловутый 3G, и покупать приложения в Android Market без участия сотовых операторов.

Ирония состоит в том, что и планшеты, и смартфоны на базе Google Android - крайне перспективные продукты для мобильного ритейла. А им в России, как известно, теперь заправляют сотовые операторы. Накручивая продажи новомодных Android-устройств, они будут создавать предпосылки для популяризации Android Market и оттока средств от дополнительных сервисов в посторонние карманы. С другой стороны, как не продавать то, что пользуется спросом? Не знаю, есть ли у операторов решение этой дилеммы и видят ли они в этом проблему для себя, но мне кажется, что Google с ее агрессивной стратегией посевов в чужих огородах нельзя более игнорировать - ее нужно бояться и постоянно принимать в расчет. Иначе рано или поздно рыночные успехи этой компании обернутся неудачей для тех, кто ее недооценивает.

Источник: ComNews

Просмотров: 578 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0