Еще совсем недавно реальностью были многолетние очереди на установку телефона. Появление мобильных телефонов и их массовое распространение в предшествующие 10–12 лет стало настоящим прорывом. Параллельно различные провайдеры связи стали предлагать карты IP-телефонии, по которым междугородние и международные звонки стали значительно дешевле. Правда, поначалу IP-телефония «славилась» «металлическим» звуком и эхом. Но зато название выучили даже старушки.И вот несколько лет назад ряд крупных вендоров и независимых разработчиков примерно в одно и то же время запустили сервисы, позволяющие самостоятельно, в домашних условиях, настраивать и использовать IP-телефонию. Хорошо известен, в частности, сервис Skype. В 2006–2007 годах набрал популярность сервис Sipnet, предоставляющий услуги VoIP для частных пользователей наравне с организациями.И вот несколько лет назад ряд крупных вендоров и независимых разработчиков примерно в одно и то же время запустили сервисы, позволяющие самостоятельно, в домашних условиях, настраивать и использовать IP-телефонию. Хорошо известен, в частности, сервис Skype. В 2006–2007 годах набрал популярность сервис Sipnet, предоставляющий услуги VoIP для частных пользователей наравне с организациямиСвязь через Sipnet позволяет устанавливать соединение и с собственными абонентами, и с мобильными телефонами, и со стационарными практически в любом городе мира. Соединение с телефонами Sipnet производится по прямому 7-значному номеру, а с мобильными и стационарными — набором международного кода и кода сети или города. Например, чтобы позвонить в Украину, скажем, в Донецк, набираем: 38 (код Украины), 062 (код города) и номер телефона. Для звонка в Москву, соответственно, набираем код России (7), затем код Москвы (495) и затем номер телефона.

Качество соединения и его стоимость на каждом направлении зависят от нескольких параметров, которые пользователь может настроить самостоятельно. Сначала поговорим, как производится соединение со стационарными и мобильныи телефонами. Для этого используют так называемые «точки приземления» на АТС, которые коммутируют сигнал из сети Интернет. Разные «точки приземления» обеспечивают как различные технические характеристики, так и стоимость. Соответственно, пользователь на каждом интересующем его направлении может задать требования к соединению (рис. 2). Например, по качеству соединения (ASR, ASD, Qi), стоимости звонка, используемому кодеку. Что же это за малопонятные аббревиатуры, обозначающие качество соединения?

  • ASR — отношение количества обслуженных звонков к числу попыток позвонить в процентах;
  • ACD — средняя продолжительность звонков через узел на данное направление; % — процент состоявшихся звонков с длительностью меньше 30 секунд;
  • Qi — агрегированный параметр, вычисляется по формуле АSR * ACD * 0,3%.

 

Таким образом, выбирая максимальный ASR, мы стремимся к наилучшему дозвону; ACD — наиболее устойчивая связь в процессе разговора. А Qi — интегральный показатель, определяемый на основе двух предшествующих.

Конечно, качество связи определяется не только подбором точки приземления, но и в значительной степени используемым телефонным устройством. Их можно классифицировать по двум основным признакам: аппаратные и программные устройства. Программные телефоны — это специализированные программы, позволяющие устанавливать голосовую, а иногда и видеосвязь. К ним относятся Windows Messenger (не путать с Windows Live Messenger — это разные программы!). Использование Windows Messenger удобно тем, что он входит в стандартный состав поставки

Windows XP, им легко пользоваться. Его настройка достаточно проста (рис. 3). Однако качество связи оставляет желать лучшего. Другой программный телефон SIPPoint, предлагаемый самой компанией SIP, обладает рядом дополнительных настроек, позволяющих регулировать качество связи, а также функциями отправки коротких сообщений на SIP-номера и чтением новостных лент типа RSS. В качестве микрофона и динамика при использовании программных телефонов может использоваться обычная гарнитура: микрофон и наушники. Так что использование программных устройств практически бесплатно, но и качество связи не всегда на высоком уровне.

Аппаратные телефоны также можно подразделить на две группы: SIP-аппараты и коннекторы (или SIP-адаптеры), позволяющие подключать обычные тоновые телефонные аппараты. SIP-аппараты подключаются, как правило, через USB, Ethernet-порт или по Wi-Fi. Подключение такого телефона (рис. 4), как правило, очень простое. Достаточно подключить его к используемому порту и выполнить несложную процедуру инсталляции драйверов. После этого в приложении настроек указать параметры своего аккаунта на портале SIP. Стоимость такого телефона варьируется в очень широком диапазоне — от 30 до 500 долларов в зависимости от фирмы-производителя, типа подключения и функциональных возможностей. Наиболее известные производители — это D-Link, Planet, SkupeOn в экономклассе и CISCO, Samsung, ASUS в премиум-классе. При выборе SIP-телефона стоит помимо цены обратить внимание и на такие параметры, как:

  • тип подключения. Ethernet-телефоны дают более качественную связь, но и стоят дороже;
  • используемые кодеки. Желательно, чтобы поддерживалось несколько кодеков;
  • для Ethernet-аппаратов также стоит обратить внимание на поддерживаемые протоколы (SIP должен поддерживаться обязательно).

 

По своим параметрам дорогие модели телефонных аппаратов Ethernet приближаются к SIP-адаптерам. Они поддерживают маршрутизацию, могут служить концентраторами на внешние линии и по несколько точек входа для обычных телефонов, то есть представляют собой фактически офисные мини-АТС. Отличительным свойством собственно SIP-адаптеров является функция объединения VoIP и традиционных телефонных сетей, как аналоговых, так и цифровых. К такому устройству можно подключить обычный аналоговый телефонный аппарат — или несколько в зависимости от модели. Фактически SIP-адаптер представляет собой специализированный маршрутизатор. В некоторых моделях D-Link, Skypemate, CISCO, Zyxel встроен и обычный сетевой маршрутизатор. В результате пользователь получает в распоряжение целый набор полезных и удобных функций:

  • Fast Ethernet;
  • функции вызова: перенаправление (Call Transfer), удержание (Call Hold) и ожидание вызова (Call Waiting);
  • отображение идентификатора вызывающего абонента (Caller ID display);
  • поддержка большого количества кодеков (обычно от двух до пяти);
  • поддержка факса;
  • внутри- (In-band) и внеполосный (Out-of-band) тональный набор (DTMF);
  • различные cпособы набора номера: прямой IP-вызов без SIP proxy, набор номера через SIP-сервер;
  • управление качеством передачи голоса: VAD (определение голосовой активности), CNG (генерация комфортного шума), AEC (эхоподавление);
  • качество обслуживания (QoS).

Настройка SIP-адаптера — занятие не столько сложное, сколько требующее небольшой предварительной подготовки и большого запаса терпения. Подключается устройство через сетевую карту и содержит предустановленное ПО (так называемую прошивку), доступ к которому осуществляется через локальный веб-узел. Для настройки подключения к сети и к узлу Sipnet пользователю предоставляется веб-интерфейс к локальному веб-серверу самого адаптера. На рис. 5 показан пример такого интерфейса для простого адаптера D-Link 2001V. Настройка проводится в таком порядке. Вначале необходимо установить параметры подключения к Сети. Если SIP-адаптер выступает в роли сетевого маршрутизатора, то установить настройки своего аккаунта. Следующим шагом необходимо указать параметры своего аккаунта на Sipnet. Далее устанавливаем настройки показателей соединения, дозвона и качества связи (QoS).

 

Для более сложных версий SIP-адаптеров можно сконфигурировать подключение нескольких SIP-номеров, назначить каждому подключенному аппарату свой номер. Некоторые модели позволяют также подключать к адаптеру и обычную телефонную линию и таким образом использовать один и тот же телефонный аппарат и для обычной телефонной линии, и для VoIP.

 

Итак, сделав несколько несложных шагов: выбрав подходящий тариф и телефонный аппарат, получаем небольшую домашнюю или офисную АТС и дополнительный дешевый и удобный канал связи.