10:27
Ползучая конверсия

Тема конверсии радиочастотного спектра муссируется в России в течение последних двадцати лет.

 

Однако план дочерней компании Минобороны – ОАО "Воентелеком" - протестировать LTE-оборудование в полосе частот правительственного назначения может расшить эту проблему изнутри.

О планах создать опытную зону LTE гендиректор "Воентелекома" Николай Тамодин сообщил два дня назад газете РБК daily. В ситуации, когда около десятка операторов связи, включая "большую сотовую тройку", толкаются в очереди на право получения частот под LTE-сети, активность "Воентелекома" неминуемо становится красной тряпкой для участников рынка.

Закон "О связи" (ст. 22) гласит, что регулирование использования радиочастотного спектра в РФ осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи - Государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ), - обладающим всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра. ГКРЧ уже неоднократно переносила рассмотрение вопроса об опытных зонах LTE – каждый раз неведомые силы сносили его из повестки дня. Все участник рынка с нетерпением ждут решения ГКРЧ, но "Воентелеком" собрался тестировать LTE без такого решения комиссии, причем на частотах, принадлежащих военным.

Удивительно, что никто в России толком не знает, какая часть радиочастотного спектра принадлежит военным, а в какой существуют гражданские сети. Из года в год с трибуны различных конференций звучит, что последние умещаются в 6% спектра. Но за это время в стране появилось множество новых операторов и сетей, и странно, если все они умудряются втиснуться в неизменную полосу. Разгадка этой шарады заключается в том, что закон "О связи" (ст. 23) устанавливает не две категории полос радиочастот, а три. Помимо категорий ПР ("правительственных", используемых для нужд президентской и правительственной связи, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка) и ГР (преимущественного пользования радиоэлектронными средствами гражданского назначения) существуют участки спектра СИ (совместного пользования военными и гражданскими радиоэлектронными средствами). Именно в полосе СИ возникает большинство новых сетей – например, в ней построена вся сеть Yota.

В 2006 г. Андрей Бескоровайный, возглавлявший тогда Россвязь, говорил мне: "В наиболее востребованном участке диапазона частот - до 50 ГГц - доля полосы категории ГР составляет 3%, полосы ПР - 33%, а на полосы категории СИ приходится около 64%". В июне 2009 г. Юлия Волкова – заместитель начальника АНО "Радиочастотный центр Минобороны" - сообщила на WiMAX-конференции ComNews Conferences, что на частоты ГР приходится 6% спектра, на ПР – 12,5%, а на полосы категории СИ – 81,5%. "Поэтому неверно говорить, что более 90% радиочастотного спектра находится в руках военных", - заключила тогда Юлия Волкова. Буквально вчера очень уважаемый в радиочастотном мире специалист поделился с ComNews своим видением этого вопроса: "Если считать по таблице распределения полос частот от 3 кГц до 300 ГГц, то получится, что всего 0,6% спектра приходится на частоты ГР и 1,2% - ПР, остальное – совместное использование. Но это - средняя температура по больнице, ибо есть крайне дефицитные полосы, в которых доля военных очень высока".

Как бы то ни было, не менее 1/3 части спектра, пригодного для создания сетей мобильной связи и беспроводного ШПД, занимают военные. Зачастую определенные полосы частот они не используют, но сидят на них, словно собака на сене. И, разумеется, не платят за пользование радиочастотным спектром. Мало того, даже в поправках в закон "О связи", касающихся платы за использование частот, которые Минкомсвязи совместно с думцами готовит с февраля 2009 г., владельцев частот ПР предлагается освободить и от платы за использование радиочастотного спектра, и от платы за обеспечение надлежащего использования радиочастот.

Возможно, опытная зона, которую собирается организовать на "военных" частотах "Воентелеком", приведет к конверсии части спектра, погребенного под категорией ПР, - ведь LTE – сугубо гражданская технология. Правда, "Воентелеком" уверяет, что тестирование будет проводиться в интересах Минобороны. Но в этом случае возникают резонные вопросы: зачем тогда компания информирует об этом прессу и почему она намерена использовать импортное оборудование (Тамодин упомянул о переговорах по поставке LTE-оборудования с Huawei, Ericsson, Nokia Siemens и Motorola).

Чем закончится дело – неизвестно. Возможно, что "Воентелеком" повторит бесславный шаг "Скартела" (торговая марка Yota), который также без решения ГКРЧ торжественно запустил в конце августа в Казани в тестовую эксплуатацию LTE-сеть, а через три дня отключил ее. А может быть – чем черт не шутит – отважный поступок "дочки" Минобороны распечатает полосу ПР для гражданских сетей связи? А ведь, случись такая "конверсия изнутри", дивиденды от нее получат все игроки рынка – ведь все тот же закон "О связи" четко называет одним из ключевых принципов использования в РФ радиочастотного спектра "прозрачность и открытость процедур" его распределения и использования.

Источник: ComNews

Просмотров: 629 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0